Главная
width=
Методическая копилка
width=
Уроки логопеда
width=
Фотоальбом
width=
Спрашивайте, мы ответим
width=
Сундучок достижений
width=
Отзывы
width=

Причины речевых нарушений

17 сентября 2015 - Лосева

 

        

 

         Под причиной речевых нарушений понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.             Существуют две группы причин, приводящие к нарушениям речи: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).

Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений

 

 

        В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют внутриутробную патологию (воздействие в период внутриутробного развития). Внутриутробная патология часто сочетается с повреждением нервной системы ребенка при родах.         Такие поражения нервной системы ребенка объединяют различные патологические состояния,   обусловленные   воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, вовремя родов и в первые дни после рождения. Сюда относятся:

*    Заболевания матери во время беременности (сердечные заболевания, заболевания печени, легких, диабет, гипотония, инфекционные заболевания мочевого тракта) общие заболевания, требующие лечения.

*    Отягощенная наследственность (диабет, гипертония, пороки   развития, генетические и психические заболевания).

*    Аллергии матери.

*    Перенесенные переливания крови.

*    Токсикоз беременности, не зависимо от срока     беременности.

*    Иммунологическая несовместимость крови матери и плода  (по резус-фактору).  Резус или групповые антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода.   В результате из  эритроцитов выделяется токсическое для центральной нервной  системы вещество – непрямой билирубин.

        Под его воздействием поражаются подкорковые отделы мозга,   слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушением слуха.

*    Многообразная акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание  плода, многоплодная беременность, многоводие, недостаточность плаценты).

*    Курение во время беременности, употребление алкоголя. Научно доказано влияние алкоголя (даже минимальные дозы: пиво, коктейли, слабое вино) на возникновение различных дефектов речи.

*    Состояние после лечения бесплодия, преждевременных родов  (до конца 37 недели берем-ти), осложненных родов (кесарева сечения),  и 2 и более выкидышей (абортов).

*    Короткий промежуток между беременностями (менее 1 года).

*    Аномалии скелета (нарушение осанки матери). При плохой осанке зачастую возникает перекос костей таза, что затрудняет роды, к тому же тонус матки, а она ведь тоже состоит из мышц, понижен или повышен.

*    Беременности до достижения 18 лет или после 40 лет.

*   Особые психические нагрузки (семейного или профессионального  характера).

Основные причины повреждения нервной системы –

гипоксия и родовая травма.

        Дорогие родители, отнеситесь внимательно к тому, что написано, от понимания ниже прочитанного зависит здоровье вашего ребенка, его успехи в обучении!

            Гипоксия- это недостаточное снабжение кислородом тканей плаценты и плода.

      Причиной гипоксии плода могут быть: пороки сердца у матери,  бронхиты, ранние токсикозы (от 4 недель до 4 месяцев); гистозы, патология пуповины,  анемия (низкий гемоглобин).

               Родовая травма- это местное повреждение плода, вызванное механическим воздействием непосредственно на плод во время родов.

               Во время родов страдает позвоночник и, в первую очередь, его шейный отдел. Даже в процессе нормальных родов при прохождении ребенка через родовые пути происходит переразгибание головки в шейном отделе, соскальзывание затылочной кости по отношению к 1-му шейному позвонку.    В результате возможно патологическое смещение 2-х первых шейных позвонков по отношению друг другу или состояние подвывиха. Травмируется система позвоночных артерий, по которым получает кровь ствол и другие отделы мозга. Возникает хроническая ишемия-недостаточность мозгового кровообращения, поэтому и расстраиваются функции головного мозга. А в результате страдают те его структуры, которые отвечают за речь, внимание, поведение, эмоции.

Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений

 

                Для нормального речевого развития общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми  на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности.

                Важным стимулом развития речи является изменение формы общения ребенка с взрослым. Так, если не происходит замена эмоционального общения, характерного для 1 года жизни, на предметно-действенное общение с 2-3-летним ребенком, то появляется серьезная угроза возникновения задержки психического развития.

            Речь ребенка нарушается и задерживается в отсутствие эмоционального положительного окружения. Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание.

             Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребенка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание.

 

               Также влияет общая физическая слабость организма, незрелость, обусловленная недоношенностью, рахит. Различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов.

В заключении можно сделать вывод:

 любое общее или нервно-психическое заболевание ребенка первых лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого развития.

 

             Дорогие читатели! Призываю вас (особенно будущих мам) обращать внимание на любые мелочи, которые на самом деле могут свидетельствовать о серьезных проблемах.

 

 

Учитель-логопед: Лосева Э.А.

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!