Причины речевых нарушений
Под причиной речевых нарушений понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть. Существуют две группы причин, приводящие к нарушениям речи: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).
Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений
В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют внутриутробную патологию (воздействие в период внутриутробного развития). Внутриутробная патология часто сочетается с повреждением нервной системы ребенка при родах. Такие поражения нервной системы ребенка объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, вовремя родов и в первые дни после рождения. Сюда относятся:
Заболевания матери во время беременности (сердечные заболевания, заболевания печени, легких, диабет, гипотония, инфекционные заболевания мочевого тракта) общие заболевания, требующие лечения.
Отягощенная наследственность (диабет, гипертония, пороки развития, генетические и психические заболевания).
Аллергии матери.
Перенесенные переливания крови.
Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.
Иммунологическая несовместимость крови матери и плода (по резус-фактору). Резус или групповые антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода. В результате из эритроцитов выделяется токсическое для центральной нервной системы вещество – непрямой билирубин.
Под его воздействием поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушением слуха.
Многообразная акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода, многоплодная беременность, многоводие, недостаточность плаценты).
Курение во время беременности, употребление алкоголя. Научно доказано влияние алкоголя (даже минимальные дозы: пиво, коктейли, слабое вино) на возникновение различных дефектов речи.
Состояние после лечения бесплодия, преждевременных родов (до конца 37 недели берем-ти), осложненных родов (кесарева сечения), и 2 и более выкидышей (абортов).
Короткий промежуток между беременностями (менее 1 года).
Аномалии скелета (нарушение осанки матери). При плохой осанке зачастую возникает перекос костей таза, что затрудняет роды, к тому же тонус матки, а она ведь тоже состоит из мышц, понижен или повышен.
Беременности до достижения 18 лет или после 40 лет.
Особые психические нагрузки (семейного или профессионального характера).
Основные причины повреждения нервной системы –
гипоксия и родовая травма.
Дорогие родители, отнеситесь внимательно к тому, что написано, от понимания ниже прочитанного зависит здоровье вашего ребенка, его успехи в обучении!
Гипоксия- это недостаточное снабжение кислородом тканей плаценты и плода.
Причиной гипоксии плода могут быть: пороки сердца у матери, бронхиты, ранние токсикозы (от 4 недель до 4 месяцев); гистозы, патология пуповины, анемия (низкий гемоглобин).
Родовая травма- это местное повреждение плода, вызванное механическим воздействием непосредственно на плод во время родов.
Во время родов страдает позвоночник и, в первую очередь, его шейный отдел. Даже в процессе нормальных родов при прохождении ребенка через родовые пути происходит переразгибание головки в шейном отделе, соскальзывание затылочной кости по отношению к 1-му шейному позвонку. В результате возможно патологическое смещение 2-х первых шейных позвонков по отношению друг другу или состояние подвывиха. Травмируется система позвоночных артерий, по которым получает кровь ствол и другие отделы мозга. Возникает хроническая ишемия-недостаточность мозгового кровообращения, поэтому и расстраиваются функции головного мозга. А в результате страдают те его структуры, которые отвечают за речь, внимание, поведение, эмоции.
Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений
Для нормального речевого развития общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности.
Важным стимулом развития речи является изменение формы общения ребенка с взрослым. Так, если не происходит замена эмоционального общения, характерного для 1 года жизни, на предметно-действенное общение с 2-3-летним ребенком, то появляется серьезная угроза возникновения задержки психического развития.
Речь ребенка нарушается и задерживается в отсутствие эмоционального положительного окружения. Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание.
Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребенка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание.
Также влияет общая физическая слабость организма, незрелость, обусловленная недоношенностью, рахит. Различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов.
В заключении можно сделать вывод:
любое общее или нервно-психическое заболевание ребенка первых лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого развития.
Дорогие читатели! Призываю вас (особенно будущих мам) обращать внимание на любые мелочи, которые на самом деле могут свидетельствовать о серьезных проблемах.
Учитель-логопед: Лосева Э.А.
Нет комментариев. Ваш будет первым!