Главная
width=
Методическая копилка
width=
Уроки логопеда
width=
Фотоальбом
width=
Спрашивайте, мы ответим
width=
Сундучок достижений
width=
Отзывы
width=

ПОТОМУ, ЧТО КОНЧАЕТСЯ НА «У». Как не надо отвечать на детские вопросы

21 января 2013 - Лосева

Дети – исследователи. Они любознательны и    неравнодушны. Психологи    отмечают    несколько    периодов      в  речевом    развитии  детей.      Некоторые     из     них связаны с тем, какие вопросы задают дети.

 
 Первый    период   вопросов   бывает  в   два-три  года. 
               
Ребенок интересуется всем подряд:
- как зовут кошку; 
- где спят птицы;
- когда завтра будет лето; 
- изюмчику не больно, когда его кушают и т.д. 
 
     Второй период вопросов начинается в 4-5 лет. 
 
Это  уже  более  сложные  вопросы  –  и  с  точки зрения  структуры,  и  с  точки  зрения  ответов. Это период вопросов: «Когда?», «Где?», и «Почему?».     Всем взрослым известно, что отвечать на детские вопросы надо. 
                  Но вот вопрос – как отвечать????????????? 
 
Возьмем, к примеру, самый простой вопрос ребенка: «Почему  с деревьев падают листья?».
У взрослых такой вопрос вызывает по крайней мере 10 типов ответов – реакций:
 
1. Взрослый выражает удивление: 
«А почему, собственно, они не должны падать?»
Тут и явное неодобрение, и не готовность ответить. Преобладает  эмоция недоумения:
«Странные вещи ты спрашиваешь!» 
Но ребенок именно поэтому и спрашивает, что для него это странно.
 
2. Бывает, что взрослый повторяет в своем ответе вопрос: 
«Почему листья падают? Потому что падают».
Это ответ пустышка, когда взрослый опять-таки делает вид, что ребенок спрашивает о чем-то очень примитивном.
 
3. Другой тип ответа на детский вопрос – ссылка на регулярность:
«Листья каждый год падают». 
Тут уже чуть больше информации, но ответа по существу снова нет.
 
4. Более серьезным является отсылка якобы от сущности:
«Листья падают, потому что они такие».
Очень философский ответ. По форме, но не по существу. Ребенку он мало, что дает. 
 
5. Взрослые любят делать отсылку к чему-то хорошо им известному: 
«Листья падают потому, что такой закон в природе».
Хорошее обобщение, и оно тоже настраивает на философский лад. Однако для ребенка такой ответ по-прежнему не содержит никакой конкретной информации. Он не знаком еще с законами природы.
 
6. Иногда, отвечая на вопрос, взрослые отсылают к несуществующим у предметов эмоциям и желаниям.
«Почему листья падают?» - «Потому что им так хочется».
Психологи полагают, что ребенка такой ответ может устроить, но только на некоторое время. Ребенок ведь должен научиться различать то, что относится к человеку, и что не относится. Поэтому такого рода ответ уводит детей от понимания реального мира.
 
7. Взрослые любят объяснять по аналогии: 
«Деревья засыпают, и тогда….».
 
На первый взгляд, это – уподобление деревьев людям. Но, начав так отвечать, можно сообщить ребенк сведения о цикличности смены времен года, о том, что зимой меняется все вокруг(словног засыпает) , а весной, наоборот, просыпатся. И провести маленький урок природоведения.
 
8. Возможно объяснение по дедуктивной модели – от общего к частному. 
«Листья падают потому, что они живые, а все живое умирает».
 
Тут взрослый пытается дать представление о природе как части живого мира. Природа не просто похожа на что-то живое, а сама действительно живая.
 
9. Возможно и причинное объяснение: 
«Листья падают потому, сильный осенний ветер срывает их».
Такой ответ уже объясняет значительно больше, показывая взаимосвязь явлений природы.
 
10. Последний тип ответов – целесообразное объяснение: 
«Листья падают для того, чтобы новые листья появились весной». 
Взрослый направляет мышления ребенка и на цикличность природных явлений.
 
       Если взрослый стремиться «поставить ребенка на место», затыкает ему рот, учит его прежде всего уважать старших, то тем самым он демонстрирует свой невысокий уровень развития. Но хуже всего, это то, что он сковывает познавательную активность растущего человека, не дает ему стимулов для развития.
 
      Прочитайте еще раз все десять типов ответов на вопросы «Почему?» и постарайтесь каждый раз находить ответ, который, соответствуя сути вопроса, развывал бы мышление ребенка. Учитесь думакть вместе с ребенком, и вы получите в своем маленьком собеседнике мыслящую и активную личность.
 
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!