Развитие сенсорной интеграции у детей с ОВЗ дошкольного возраста
11 марта 2025 - Лосева
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в современном образовательном пространстве. Проводится подробный анализ данных проблем. Выявляются наиболее эффективные пути их решения.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, сенсорная интеграция, социализация, ощущения, актуальные проблемы.
Annotation: The article is devoted to the consideration of the most urgent problems of education and upbringing of children with disabilities in the modern educational space. A detailed analysis of these problems is carried out. The most effective ways of their solution are revealed.
Key words: limited health opportunities, sensory integration, socialization, feelings, actual problems, education.
В современном мире все чаще упоминается проблема, связанная с увеличением количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Несмотря на то, что в Российской Федерации с каждым годом становится все больше адаптированных программ для обучения детей с разнообразными отклонениями в образовательных учреждениях, вопрос о решении ряда проблем остается актуальным.
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач образования. Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. У данной группы детей имеются разнообразные отклонения. Это нарушение слуха, зрения, речевого и опорно-двигательного аппарата, интеллекта, а также выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы. Отклонения могут носить смешанный характер, что еще в большей мере осложняет задачу педагога, работающего с данным типом детей. Учитывая их определенные особенности, не трудно догадаться, что такие дети чаще всего выбиваются из коллектива и не получают достаточного общения со сверстниками, а также социального опыта, который в дальнейшем сказывается на становлении личности. Приступая к самостоятельной жизни после образовательного учреждения, дети оказываются совершенно неадаптированными к условиям окружающей действительности, и зачастую это приводит к пагубным последствиям, как для самого ребенка, так и для окружающих его людей.
Такие дети имеют и вторичные эмоциональные нарушения (сниженная выносливость к минимальному эмоциональному дискомфорту, агрессивные состояния, отсутствие глазного контакта, неспособность к длительному поддержанию контакта, отсутствие избирательности в контакте, быстрая переутомляемость ситуацией общения), которые становятся серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в группу детского сада.
Дети с ОВЗ испытывают сложности, связанные с состоянием здоровья, которые препятствуют полноценному общению с другими детьми, освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ограниченными возможностями здоровья частично лишены возможности предметно-практической деятельности, ограничены в игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших психических функций. У таких детей отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации: невозможность целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки.
Дети с различными нарушениями в развитии слабо чувствуют свое тело, свои ощущения, по-особенному воспринимают окружающий мир, моторно - неловкие, тревожные, повышено чувствительны. В связи с нарушениями сенсорной интеграции, эти дети воспринимают мир не так, как обычные люди.
Давайте рассмотрим, что такое сенсорная интеграция?
Сенсорная интеграция - это способность человека организовывать ощущения, испытываемые организмом, для совершения движений, обучения и нормального поведения. Мы учимся, перерабатывая информацию от органов чувств, воспринимающих ощущения - визуальные, звуковые, обонятельные, вкусовые, тактильные, вестибулярные и земное притяжение. Процесс сенсорной интеграции начинается с первых недель внутриутробной жизни и наиболее интенсивно протекает до конца дошкольного возраста. С развитием сенсорной интеграции связана деятельность человека в целом.
Таким образом, сенсорная интеграция – это способность воспринимать информацию, поступающую от всех органов чувств, вычленять наиболее значимую информацию, анализировать информацию, вырабатывать соответствующую ответную реакцию.
У детей с нарушениями сенсорной интеграции, чаще всего, одно или несколько чувств недостаточно развиты (гипосензитивность) или наоборот – чрезмерно чувствительны (гиперсинзитивность).
Проявления нарушений сенсорной интеграции у детей:
1. Тактильная дисфункция, то есть неспособность ощущать и различать прикосновения:
- эмоциональное или негативное реагирование даже на легкое прикосновение;
- уход в себя, если прикосновение кажется ребенку неприятным, ребенок начинает тереть то место, к которому прикасались;
- сверх реакции на боль, дети делают трагедию из-за малейшей царапины, или очень слабая реакция на боль, может присутствовать аутоагрессия;
- раздражение на новую одежду, особенно жесткую и колючую, предпочитают строго определенные виды одежды или ткани;
- избегание игр, в которых можно испачкаться, или наоборот, не обращают внимание на грязь на лице;
- проблемы с расчесыванием и мытьем головы.
2. Вестибулярная дисфункция проявляется в том, что дети:
- медленно и осторожно двигаются, часто просто сидят на месте, или наоборот, испытывают потребность в постоянном движении, имеется потребность раскачиваться, качаться, вращаться;
- испытывают дискомфорт в лифте, на эскалаторе, укачиваются при езде в машине;
- боятся упасть, даже если такой угрозы нет;
- пугаются, когда находятся вниз головой или ноги не стоят на земле.
3. Проприоцептивная дисфункция:
- чрезмерная близость – ребенок встает слишком близко к другим людям, плохо понимает концепцию личного телесного пространства;
- проблемы с навигацией по помещению и избеганием препятствий, такие дети постоянно натыкаются на мебель, часто сталкиваются с другими людьми;
- шлепают ногами во время ходьбы;
- не понимают, какую силу надо приложить, чтобы сдвинуть предмет, не могут оценить вес предмета, поэтому часто ломают предметы, не могут рассчитать силу нажима и поэтому рвут бумагу, когда рисуют;
- трут руки о стол, кусают и сосут пальцы, щелкают суставами;
- жуют несъедобные предметы;
- трудно поднимаются и спускаются по ступенькам;
- плохо удерживают позу.
4. Обонятельная дисфункция:
- не чувствуют запахов или наоборот повышенная чувствительность и сильные реакции на запахи;
- проблемы с тем, чтобы воспользоваться туалетом;
- неприязнь к животным и к людям, которые используют духи или шампуни с сильным запахом.
5. Зрительная дисфункция:
- непереносимость яркого света или темноты;
- раздражаются от яркого света, легко отвлекаются на зрительный стимул, избегают зрительного контакта, возбуждаются, если в комнате яркие стены или обои;
- плохо следят за движущимися объектами, путают схожие буквы, фокусируются на отдельных деталях картины, не замечая ее целиком, не могут следить за строкой при чтении или списывании с доски;
- трудности с тем, чтобы бросать и ловить предметы, неуклюжесть.
6. Слуховая дисфункция:
- плохо откликаются на речь, любят слишком громкую музыку или сами создают шум, не понимают, где находится звуковой источник, постоянно переспрашивают;
- громкость шума преувеличивается, окружающие звуки воспринимаются как искаженные и спутанные;
- ребенок не распознает определенные звуки.
7. Вкусовая дисфункция:
- некоторые виды вкуса и продукты воспринимаются как слишком интенсивные и невыносимые;
- предпочитают есть пищу с ярко выраженным вкусом;
- определенная структура еды вызывает дискомфорт или имеется потребность есть буквально все – землю, траву, ткань, зубную пасту.
В целом нарушения сенсорной интеграции вызывают:
- снижение самооценки;
- фрустрацию из-за невозможности находиться среди других детей;
- чувство физической и психологической небезопасности;
- трудности в освоении знаний.
Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития, умственная отсталость.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач образовательной деятельности МБДОУ д/с №9 «Березка» пгт. Ноглики. Мы стремимся помочь особенным детям и их родителям понять, что они не одиноки, что они не являются изгоями в обществе и могут наравне со всеми детьми, расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников.
Наш детский сад - это единственное дошкольное образовательное учреждение в пгт. Ноглики, где воспитывается самое большое количество детей с ОВЗ. Родители детей с нарушениями в развитии стремятся попасть в наш детский сад, так как у нас налажена система коррекционно – развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В пгт. Ноглики нет специализированных групп и дошкольных учреждений для детей, имеющих отклонения в развитии. Наш детский сад посещают дети с логопедическими, поведенческими, интеллектуальными нарушениями, а также дети с расстройствами аутистического спектра.
Главная наша цель: создание специальных условий для всестороннего (психического и физического) развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в общество. Особое внимание следует обратить на условия создания предметно – развивающей среды. В первую очередь, это доступность и безопасность. Далее – комфортность, вариативность, информативность, транспортируемость, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям развития и интересам детей.
Для полноценного развития таких детей вне специальных условий, как в нашем дошкольном учреждении, необходима организация занятий с использованием специального сенсомоторного оборудования. Поэтому нами был приобретен сенсорно – динамический зал «Дом Совы» для развития сенсорной интеграции и проведения полноценных коррекционно - развивающих занятий. Сенсорно – динамический зал «Дом Совы» - это специальный комплекс с набором оборудования, созданный для восполнения сенсомоторного опыта у детей. Дом Совы за 1,5-2 часа может быть собран в любом помещении. Не нужно сверлить стены и полы, продумывать конструкцию подвесов, искать оборудование и подбирать упражнения. Дом Совы сертифицирован и рекомендуется для использования в образовательных и детских дошкольных учреждениях. Все снаряды выполнены из прочных современных материалов и рассчитаны на длительное использование. Он уникален и не имеет аналогов за границей (рис.1)

Рис.1.Сенсорно – динамический зал состоит из нескольких тренажеров:
1. «Платформа». Незаменима для детей осторожных, боящихся терять прочную опору под ногами. Развивает равновесие, концентрацию внимания, вестибулярную систему, более прочными становятся ощущения собственного тела в пространстве. Можно комбинировать занятия, применяя упражнения на внимание, речь, мышление и других психических процессов (рис.2)


Рис.2
2. «Бревно». Один из основных инструментов в методике сенсорной интеграции. Универсальный тренажер, выполняющий функции коня, качелей, лианы, боксерской груши (рис.3)

Рис.3
3. «Сенсорное яйцо». Яйца Совы — знаменитое Яйцо Кислинг, изобретённое блестящим немецким специалистом по сенсорной интеграции Уллой Кислинг. Это мягкий шарообразный мешок, в который можно залезть целиком и почувствовать себя в безопасности как в тёплом домике. Можно перекатываться, кувыркаться, брыкаться — делать всё, что хочется! Испытывать себя на центрифуге как перед полетом в космос (рис.4)

Рис.4
4. «Соволет и Соволента». Соволет – это специальный сенсорный гамак из очень эластичного материала. Забираясь в него, ребенок испытывает чувство невесомости, свободы, парения. И при этом – удивительного комфорта и безопасности в мягких, но надежных «объятиях» гамака. Соволента намного уже соволета, но на ней также можно качаться сидя, лежа на сине и на животе. Соволет замечателен тем, что весь вес малыша преобразуется в нем в равномерно распределенное по поверхности тела давление. Это давление дает богатую «пищу» проприоцептивной системе ребенка, способствует формированию так называемой «схемы тела». – Картинки в нашей голове, которая показывает, где в данный момент находятся наши руки-ноги, и чем они сейчас заняты. А точная схема тела – это ведь не только моторная ловкость, это еще и залог будущих успехов в учебе! (рис.5)


Рис.5
5. «Сенсорный чулок». Материал, из которого сделан Чулок, достаточно плотный (но через него хорошо всё видно), но при этом он прекрасно тянется, плотно облегает тело, которое передаёт максимальное количество сигналов в мозг и тем самым тренирует эту связь. Да ещё как тренирует! Всё гениальное просто! Чулок Совы оказывает глубокое давление на руки и ноги, заставляет сопротивляться, тем самым стимулируя проприоцептивную систему. Это помогает ребенку прочувствовать свое тело, осознать его границы и положение в пространстве (рис.6)


Рис.6
6. «Утяжеленный жилет». Утяжеленные средства используются в качестве средства, помогающего ребенку прочувствовать свое тело. Первоначально его разработали для детей с аутизмом, как успокаивающее, расслабляющее средство и для глубокой фазы сна. Глубокое давление на тело, утяжеленным одеялом или обычными крепкими объятиями - вызывают усиление выработки серотонина, самим организмом. Это естественный антидепрессант. Сенсорное одеяло позволяет головному мозгу понять, где находится тело, и обеспечить оптимальную нагрузку на него во время сна и отдыха. Использование утяжеленного одеяла для сна позволяет человеку расслабиться и успокоиться (рис.7)


Рис.7
7. «Доска Совы классическая». Ребёнок совершает движение, которое перемещает его тело с одной стороны на другую. Он как бы пересекает «среднюю линию», которая находится посередине «центра управления» правым и левым полушарием. Привычное повторение таких движений улучшает связь между полушариями детского мозга. Это способствует гармоничному и всестороннему развитию ребёнка. Доска помогает укрепить мышцы ребёнка, способствует профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Она учит детей осознавать себя в пространстве — лучше понимать своё тело и чувствовать его границы (рис.8)

Рис.8
8. «Балансир-лабиринт». Тренажер предназначен как для детей, так и для взрослых. Изделие тренирует логическое мышление, мелкую и общую моторику, координацию движений, зрительную память, концентрацию внимания, усидчивость, умение ориентироваться в пространстве (рис.9)

Рис.9
9. «Пендалин – комплект». В комплект входит телескопическая стойка для мишеней, кегли - мишени и сам пендалин. Это настоящий мяч - маятник из мягкой эко-кожи, подвешенный к потолку на веревке, регулируемой длины. Кегли - мишени (можно использовать игрушки, кубики) выставляются на горизонтальной полочке - стойки, ребенок отходит на несколько шагов, прицеливается мешочком пендалина. Дальше все зависит от глазомера и меткости. Таким образом, для ребенка пендалин является точным индикатором, показывающим результат его действий. Эта обратная связь позволяет ему устанавливать взаимоотношения между визуальной, двигательной, аудиальной системами, обучает контролю над глазами, руками и телом. Более эффективный инструмент сенсорной интеграции сложно придумать! Это упражнение развивает проприоцепцию, координацию движений, глазомер (рис.10)


Рис.10
Целью терапии сенсорной интеграции является предоставление такого количества соответствующих сенсорных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы. То есть ощущения, которые приходят из окружающей среды, а также реакции на них, заставляют детский мозг развиваться. Желаемые реакции в результате терапии появляются естественным образом, в качестве последствия деятельности нервной системы.
С помощью использования данного оборудования у детей снижается психоэмоциональное и мышечное напряжение, увеличивается работоспособность, устойчивость, концентрация внимания, формируется активная мотивация к образовательной деятельности и общению. Развивается равновесие, координация, вестибулярная, тактильная и проприоцептивная системы, более прочными становятся ощущения собственного тела в пространстве. Формируются навыки коммуникации и социального взаимодействия со сверстниками, а также педагогами и родителями. И самое главное, занятия на тренажерах приносят детям огромное удовольствие. Раскачиваясь на тренажерах, дети испытывают чувство невесомости, свободы, парения и при этом удивительного комфорта, и безопасности. А еще это мега – весело! Достаточно веселиться 15-20 минут в день и результат не заставит себя ждать!
Главное, что должен знать и чувствовать особый ребенок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищенным, желанным. Каждый ребенок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня будут зависеть его завтрашние победы и успехи. Только в таком случае действительно будет реализовываться принцип: «Детство без границ…».
Список источников
1. Адеева, Т.Н. К вопросу о социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в группе «Особый ребенок» Т. Н. Адеева, М. С. Голубева, И. В. Тихонова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2014. – №2.
2. Анита Банди, Шелли Лейн, Элизабет Мюррей. Сенсорная интеграция, теория и практика. Теревинф, 2018.
3.Особый ребенок. Исследования и опыт помощи.: научнопрактический сборник./ под ред. М.С. Дименштейн. – М.: Теревинф, 2006. – выпуск 5.
4.. Плаксина, Л.И., Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида [Текст]: учебнометодическое пособие / Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец. – М.: Элти-Кудиц, 2003.
5. Садко, И.А., Карпенко, Т.В. Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство ДОУ [Текст] / И.А. Садко, Т.В. Карпенко // Образование и воспитание. – 2017. – №1.1.
6. Э. Джин Айрес. Ребенок и сенсорная интеграция. С практическим рекомендациями для родителей и специалистов.
Теревинф, 2023.
REFERENCES
1. Adeeva, T.N. K inoprosu O socialization of children to the school with limited urgencies able to do hello in the grouppe "special urgencies Rebenok" / t. N. Adeeva, M. S. Golubeva, I. V. Tikhonova / / KGU im newspaper. N.A. Nekrasova. – 2014. – №2.
2. Anita Bundy, Shelly Lane, Elizabeth Murray. Sensory integration, theory and practice. 2018.
3. Especially the Rebenok. Research and support.: scientific and practical compendium./ in order. M.S. Dimenshtein. - M.: Terevinf, 2006. - in Apostille 5.
4. Plaksina, L.I., Correctional and developmental environment in preschool educational institutions of a compensating type [Text]: textbook / L.I. Plaksina, L.S. Sekovets. – M.: Elti-Kudits, 2003.
5. Sadko, I.A., Karpenko, T.V. The experience of organizing and implementing inclusive practice for children with autism spectrum disorders in the educational space of preschool educational institutions [Text] / I.A. Sadko, T.V. Karpenko // Education and upbringing. – 2017. – №1.1.
6. E. Jean Ayres. Child and sensory integration. With practical recommendations for parents and specialists. Terevinf, 2023
Теги: социализация, сенсорная интеграция, ощущения, ограниченные возможности здоровья, актуальные проблемы
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!