"Организация игрового логопространства в логопедическом кабинете и в дошкольном образовательном учреждении"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 9 «БЕРЕЗКА» ПГТ. НОГЛИКИ
694450, Сахалинская область, Ногликский район, пгт. Ноглики, пер. Спортивный, д. 83-А Тел.(факс)
Организация игрового логопространства в дошкольном образовательном учреждении как необходимое условие для качественной коррекционной работы.
Автор опыта:
Лосева Эллина Александровна,
учитель-логопед, МБДОУ
д/с №9 «Берёзка» пгт. Ноглики
пгт. Ноглики
2025 год
Содержание
Раздел 1. Информация об опыте……………………………………………………3
Раздел 2. Технология опыта………………………………………………………...6
Раздел 3. Результативность опыта………………………………………………...21
Распространение инновационного педагогического опыта……………………..24
Список использованной литературы……………………………………………...26
Раздел 1. Информация об опыте.
Сведения об авторе опыта: Лосева Эллина Александровна
Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Берёзка», пгт. Ноглики.
Педагогический стаж: 22 года.
Должность: учитель-логопед.
Контактный телефон: 89241877569
Тема опыта: «Организация игрового логопространства в дошкольном образовательном учреждении как необходимое условие для качественной коррекционной работы»
Условия возникновения, становления опыта. Представленный опыт работы формировался на базе детского сада №9 «Березка» и детского сада №7 «Островок» в течение восьми лет. С детьми с речевыми нарушениями и с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Основным условием возникновения и становления опыта работы стала проблема отсутствия в дошкольном учреждении оптимальных условий для коррекционной работы.
Актуальность опыта. В последние годы резко увеличилось число детей с речевыми и другими психическими нарушениями, что создает трудности во взаимоотношениях ребенка с окружающими, а в дальнейшем отражается на обучении его грамоте, чтению и развитию других психических функций.
В связи с этим возрастает необходимость создания наиболее оптимальных - инновационных условий для осуществления коррекционной работы.
Всем известно, что на развитие ребенка большое влияние оказывает окружающая его обстановка, особенно, если малыш еще только начинает познавать мир. А для детей с нарушениями речи коррекционно-развивающее пространство играет очень важную роль, в котором создаются условия для исправления имеющихся нарушений, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.
Создание игрового пространства для детей — это сложный и многогранный процесс, который может сталкиваться с различными противоречиями:
1. Свобода выбора и безопасность.
- Свобода выбора: дети должны иметь возможность свободно выбирать, как и с чем играть, что способствует развитию их самостоятельности и креативности.
- Безопасность: с другой стороны, необходимо обеспечить безопасность игрового пространства и следить за тем, чтобы дети не подвергали себя риску.
2. Индивидуальные интересы и коллективное взаимодействие.
- Индивидуальные интересы: каждый ребенок имеет свои собственные предпочтения и интересы в играх, которые нужно учитывать для создания комфортной игровой среды.
- Коллективное взаимодействие: однако, в групповых играх могут возникнуть конфликты интересов. Важно находить баланс между индивидуальными потребностями и потребностями группы.
3. Структурированность и спонтанность.
- Структурированные игры: некоторые игры требуют четких правил и структуры, что помогает развивать определенные навыки и учить детей следовать правилам.
- Спонтанная игра: в то же время спонтанные игры позволяют детям проявлять креативность и исследовать новые идеи. Необходимо создать пространство, которое поддерживает оба подхода.
4. Физическое пространство и воображаемое пространство.
- Физическое пространство: физические условия (например, оборудование, материалы, безопасность) имеют значение для создания игрового пространства.
- Воображаемое пространство: однако игра включает также элементы воображения, которые могут выходить за рамки физического пространства. Важно поддерживать и развивать воображаемые аспекты игры.
Эти противоречия подчеркивают, что создание игрового пространства требует внимательного подхода и гибкости. Важно учитывать, как интересы и потребности детей, так и требования безопасности, и образовательные цели. Поэтому создание коррекционно-развивающей среды является наиболее актуальной задачей для дошкольного образовательного учреждения.
Теоретическое обоснование. По мнению Л.С. Выготского, игровое пространство имеет особую форму, часто не внешнюю, а игровую, воображаемую, то есть внутреннюю. Игровое пространство действительно имеет уникальную внутреннюю форму, которая не ограничивается лишь физическим пространством. Оно является важным инструментом для развития детей, позволяя им исследовать мир, учиться взаимодействовать с окружающими и развивать свои когнитивные и эмоциональные навыки.
К проблеме игрового пространства обращались педагоги и психологи, такие как: Г. Фейн, Р. И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А. П. Усова, Запорожец. Однако игровое пространство чаще всего связывается с предметным пространством, отождествляющимся с игровой средой.
В психолого-педагогической литературе большое внимание уделяется
изучению среды: предметной, игровой, творческой (М.Я. Басов,
П.П. Блонский, А.Б. Залкин, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготский, Л. С. Леонтьев, Д.Б. Эльконин)
Данные исследователи доказывают, что среда – это окружающие
социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия
существования ребенка. Предметная среда выполняет ответную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение. В детском саду все должно быть подчинено закону детства: «Учимся, играя!». Самая важная оценка нашей работы – это оценка детей: им должно быть здесь интересно, и они должны с удовольствием и с огромным желанием посещать логопедические занятия.
Ведущей педагогической идеей опыта является изучение игрового, развивающего, коррекционного логопространства, как среды для речевого, психологического развития детей дошкольного возраста.
Раздел 2. Технология опыта.
Речь является чрезвычайно тонкой, сложной и точной формой отражений в человеческом мозгу объективной реальности и представляет собой, по выражению И.П. Павлова, «Высший регулятор человеческого поведения» (М.Е. Хватцев «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста». Издательство «Учпедгиз», М., 1961г.)
На современном этапе одной из важных задач в коррекции речевых и психологических нарушений у детей дошкольного возраста является создание образовательно-развивающей речевой среды в дошкольном учреждении. Известно, что развивающая речевая среда создает возможности для расширения взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, позволяет ребенку реализовать свои способности в комфортных для него условиях, что способствует социализации ребенка в обществе.
Ни для кого не секрет, что количество детей, имеющих патологию развития, неуклонно растет. По этому поводу бьют тревогу врачи, педагоги, социальные работники. Увеличивается и число детей, имеющих, речевые и психологические нарушения.
В связи с этим, целью нашего опыта является стимулирование речевого и психологического развития дошкольника через создание особого игрового пространства в логопедическом кабинете и в дошкольном учреждении. В соответствии с целью данной работы были поставлены следующие задачи:
1. Организовать игровое пространство в логопедическом кабинете и в дошкольном учреждении, способствующее развитию речи и психических процессов у детей.
2. Подбор и разработка игровых материалов: исследовать и выбрать эффективные игровые методики и материалы, технологии, направленные на развитие речевых навыков и психических процессов у дошкольников.
3. Мониторинг и оценка результатов: оценить эффективность созданного игрового пространства и проведённых занятий, используя различные методы диагностики и наблюдения за детьми.
4. Обеспечение методической базы деятельности учителя-логопеда, соблюдение квалификационных и методических требований.
5. Соблюдение нормативных требований «Санитарно-эпидемиологических требований по профилактике инфекционных болезней" (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели дошкольников; профилактика перегрузок; оптимальные условия труда и отдыха; удовлетворение двигательной активности детей).
6. Обеспечение условий, отвечающих возрастным особенностям дошкольников (уровень сложности, соблюдение возрастного диапазона игровых пособий).
Организация учебно – воспитательного процесса.
Организация коррекционного процесса в детском образовательном учреждении через создание игрового пространства представляет собой эффективный подход, направленный на развитие детей с особыми образовательными потребностями. Игровая деятельность является естественной для детей и способствует их обучению и социализации.
При создании игрового логопространства мы ориентировались на основные принципы:
1. Принцип дистанции, организация пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которая способствует установлению необходимого контакта с детьми.
2. Принцип динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и создания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроением, меняющимися возможностями детей.
3. Принцип гибкого зонирования, позволяющий детям заниматься разными видами деятельности, поэтому среда должна включать разнообразные объекты, средства и условия деятельности. Это требует разбиения среды на зоны, как на функциональном, так и на пространственном уровне.
4. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
5. Принцип возрастающей сложности. Реализация именно этого принципа делает среду развивающей, позволяет построить её в соответствии с одним из основных законов развивающего обучения - «от простого к сложному», обеспечить ребёнку обстановку «максимального напряжения сил», которая, как утверждал Б.П. Никитин, в наибольшей степени способствует развитию способностей ребёнка.
6. Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка. То, что этот принцип оказался в нашем списке последним, отнюдь не означает, что реализация его не очень важна. При проектировании среды, несомненно, должны учитываться физические и психологические особенности ребёнка, его возраст, пол. Более того, «индивидуальный подход» должен быть основой при реализации всех указанных принципов, среда должна быть индивидуально ориентированной.
Содержание образования.
На сегодняшний день, к сожалению, не во всех дошкольных учреждениях имеются идеальные условия для рабочего места учителя-логопеда. Нам приходилось начинать логопедическую деятельность, располагая лишь выделенным местом в различных помещениях детского сада (спальня, медицинский кабинет, коридор). Однако и в неприспособленном пространстве можно создать уютный и комфортный интерьер. Благодаря сплоченной работе коллектива в обычном коридоре удалось организовать эстетичное, игровое, коррекционно-развивающее пространство. (Приложение А)
Основой логопедического кабинета является «Волшебная комната», в которой все дидактические пособия мобильны и легко трансформируются, меняются в зависимости от цели и задач занятия. Площадь кабинета разделена на несколько игровых зон, отличающихся между собой целевым оснащением.
(Приложение Б)
1. Зона релаксации и снятия эмоционального напряжения.
Для снятия накопившейся усталости и раздражения данная зона оснащена мягкими модулями для того, чтобы ребенок мог посидеть, расслабиться, послушать негромкую спокойную музыку, побыть наедине с собой, на время отключиться от окружающей действительности. При необходимости мягкие модули легко убираются, для того чтобы освободить пространство для игр.
Зона эмоциональной разгрузки представлена играми на основе ковролина, направленными на формирование эмоциональной лексики, усвоения слов, обозначающих эмоции и введение их в экспрессивную речь.
v Игра: «Волшебный сундучок эмоций». Данное пособие представляет собой конструктор с игровым полем, все детали которого выполнены из ковролина на липучках. Над пособием расположены гномики с основными выражениями эмоций. Ребенок по желанию или по просьбе педагога может выбрать любого гномика, соотнести его со схемой и собрать портрет с любым эмоциональным состоянием.
v Игра: «32 зверушки в одной игрушке». Этот конструктор позволяет ребенку собрать практически любого животного, ориентируясь на чертеж. Детали конструктора позволяют собирать на плоскости десятки изображений живых существ. К каждой детали с помощью степлера прикреплена липучка, что позволяет приклеивать и отклеивать детали к полю, тем самым развивая мелкую моторику. Также данная игра развивает воображение, способность составлять целое из частей, умение собирать по образцу.
2. Зона речевой активности.
В данной зоне расположены многофункциональные пособия, помогающие учителю-логопеду использовать различные варианты игровых заданий и упражнений для развития фонематических процессов, для изучения лексико-грамматических тем, для формирования целенаправленной воздушной струи и т.д.
v Тренажер для формирования слоговой структуры слова. Он представлен в двух вариантах:
1. «Слоговой поезд». Он состоит из паровозика, в котором ребенок сам может выбрать, кто сегодня из зверей будет машинистом. И четырех вагонов, первый с одним окошком для односложных слов, второй с двумя окошками для двухсложных слов, третий с тремя окошками для трехсложных слов и четвертый с четырьмя окошками для четырехсложных слов.
2. «Слоговой домик». Он состоит их трех домов, первый одноэтажный, второй двухэтажный и третий трехэтажный.
v Тренажер для дифференциации звуков близких по акустическим и артикуляционным признакам.
Мышка – «Ушастик». Это пособие помогает детям в игровой форме различать звуки, как изолировано, так и в слогах и словах. Например, инструкция может звучать так: «Помоги Ушастику услышать звуки. Если я произнесу звук «с», прикрепи синюю прищепку на левое ушко мышки, если услышишь звук «ш», прикрепи к правому ушку красную прищепку». Таким же образом, можно учиться различать слоги с дифференцируемыми звуками. При различении звуков в словах, на ушки мышки прикрепляются звуковые обозначения (на левое ушко изображение «насоса» на правое «змеи»). Дается инструкция: «Если услышишь слово со звуком «с», положи картинку в левый кармашек, если со звуком «ш» - в правый».
v Тренажеры для автоматизации, дифференциации гласных, согласных звуков и развития мелкой моторики.
1. «Солнышко»
2. «Облака»
3. «Пенек для гостей»
4. «Звуковые цветы»
Данные пособия относятся к категории - «игры с прищепками». Если на занятии преследуется цель: автоматизация звука «л», то ребенку дается следующая инструкция: «Солнышко потеряло свои лучики, давай будем произносить звук и прикреплять прищепки-лучики желтого цвета к солнышку, одновременно произнося звук «л». По такому же принципу идет работа с тучками, например, «Ой, посмотри, тучки нахмурились, сейчас пойдет дождик, прикрепляем к тучке прищепки – капельки синего цвета и произносим отрабатываемый звук в слогах или в словах».
На пеньке для гостей на занятии, волшебным образом, появляются различные сказочные персонажи, это может быть павлин, разноцветная стрекоза или самолетик, у которых не хватает каких-либо частей. Ребенку предлагается инструкция: «Стрекоза потеряла свои крылышки, давай с помощью прищепок, поможем ей, и одновременно, будем произносить звук (ш) и т.д. «Вокруг пенька для гостей растут звуковые цветы, с помощью которых можно дифференцировать понятия гласный-согласный звук, твердый согласный или мягкий.
v Тренажеры для развития лексико-грамматической стороны речи.
1.«Чудо-дерево»
2. «Волшебная пальма»
Данные пособия представляют собой плакаты, на которых изображены дерево и пальма. На крону дерева и ветки пальмы прикрепляются с помощью прищепок различные картинки. Целью игровых пособий в этой зоне является совершенствование и обогащение словаря по различным лексическим темам, закрепление навыков словообразования, словоизменения. Приведем примеры некоторых дидактических игр для работы с данными пособиями:
«Сад-огород»
Цель: классификация предметов, формирование навыков словообразования.
Выложи на крону дерева только те картинки, на которых изображены фрукты (или овощи).
«Жадина»
Цель: Согласование местоимений с именами существительными.
А теперь представь, что эти фрукты только твои. Чей это банан? (это мой банан) и т.д.
«Назови ласково»
Цель: формирование навыка образования уменьшительной формы существительных.
Выложи на веточки пальмы картинки, на которых изображены только домашние животные, назови их ласково (собака-собачка, кошка-кошечка и т.д.)
«Один-много»
Цель: развивать навык образования множественного числа существительных в именительном падеже.
На крону дерева или на ветки пальмы заранее выкладываются картинки, логопед для примера дает несколько законченных заданий, потом делает паузу, там, где ждет ответа от ребенка. «Стол - столы, кот - коты, заяц – зайцы и т.д.
«Восстанови порядок»
Цель: развитие связной речи, логического мышления.
Ребенку предлагается рассмотреть картинки, связанные одним сюжетом и разложить их на дереве в правильной последовательности, составить рассказ.
3. Образовательная зона по подготовке к освоению грамоты.
Это пространство оборудовано многофункциональной магнитной доской, комплектом цветных магнитов, указкой, которая в процессе занятия превращается в волшебную палочку. Учебными планшетами для анализа характеристики звуков (гласные, согласные). Тремя звуковыми домиками с квадратами красного, синего и зеленого цвета. Двумя домиками букв. Дидактическим пособием «живая азбука» для звукобуквенного анализа слов, а также схемами для определения позиции звука в слове.
4.Зона технических средств обучения.
На сегодняшний день невозможно представить обучение детей без компьютера, техника все активнее входит в нашу жизнь. Задания, которые ранее получали из альбома, книги, теперь видны на экране монитора, проектора. Такие задания нравятся и выполняются детьми с большим удовольствием. Пространство технических средств обучения состоит из: ноутбука, наушников с микрофоном, дисков с компьютерными играми обучающей и развивающей направленности («Учимся говорить правильно», «домашний логопед», «Игры для тигры», «Супердетки, тренировка памяти», «Супердетки, учим буквы», «Веселые картинки», «Загадки», «Веселые прописи», «Логопедические упражнения», «диагностическая работа в ДОУ», а также электронной библиотекой, в которую включены презентации для автоматизации, дифференциации звуков)
5. Зона индивидуальных и мини - подгрупповых занятий.
В этой зоне основным элементом является зеркало и стол, за которым происходит коррекционное воздействие. Все пособия расположены в шкафчиках и доступны для детей. Эта зона состоит из несколько игровых разделов:
- коррекция звукопроизношения:
· схемы-помощники для анализа правильной артикуляции звуков, картинки для артикуляционных упражнений;
· муляж рта, с помощью которого дети могут видеть, где находится язычок, как работают губы, зубы при произнесении отрабатываемого звука, изучать строение артикуляционного аппарата;
· дидактическая кукла «Лягушка-квакушка», выполненная из ткани, туловище набито ватой, голова с большими глазами и открытым ртом, в котором яркий и подвижный язычок, она помогает детям выполнять артикуляционную гимнастику;
· логопедические постановочные зонды в виде «сердечек», «подсолнухов», «лимончиков»;
- картотека игр по автоматизации и дифференциации звуков:
· игра «Божья коровка», автоматизация различных звуков;
· игра «Распредели по чемоданчикам», дифференциация звуков (с-ш, з-ж);
· игра «Аквариум», дифференциация различных звуков; и др.
· альбомы «Фонетические рассказы» на каждый звук;
· альбом для автоматизации звуков в связной речи: «Связанные одной цепью».
· альбомы для автоматизации различных звуков;
· Логопедические лото «Магазин» для автоматизации и дифференциации звуков.
- формирование правильного речевого дыхания:
· игра «Язычок гудок»;
· игра «Разноцветный круг»»;
· игра «Фокус»; и др.
- развитие мелкой моторики:
· игра «Волшебные камешки»;
· игра «Волчок»;
· игра «Пинг-Понг»;
· игра «Мячик-обжорка» с пинцетом «динозавриком»; и другое.
- раздел для выполнения логопедического массажа:
· Медицинский блок (стерильные салфетки, антисептический гель, спирт, ватные шарики, ватные палочки, логопедические зонды для массажа);
· Альбом для проведения дифференцированного логопедического массажа;
· Массажный ежик с колечками;
· «Кушетка-конструктор» для выполнения логопедического массажа, которая быстро собирается и разбирается из мягких модулей;
· Подушка «подковка» для кушетки.
- раздел по развитию высших психических функций:
· Игра «Четвертый лишний»
· Серия игр «Учись, играя» (формы, цвет, живая природа, обобщение) и так далее.
Каждая зона систематически пополняется новыми пособиями и играми. Успешность работы с детьми старшего дошкольного возраста, особенно с ограниченными возможностями здоровья, во многом зависит от организации системы коррекционного воздействия. Именно поэтому нами была выстроена система методов, приемов и форм коррекционной работы на речевое и психологическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
При устранении речевых нарушений ведущим является логопедическое воздействие, основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация. Игровое логопространство — это специально организованная среда, в которой используются различные методы и технологии для развития речевых навыков у детей, а также других высших психических функций. Выбор и использование того или иного метода определяется характером нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка.
Практические методы:
1. Упражнения. Это многократное повторение ребёнком практических и умственных заданных действий. Упражнения бывают подражательно-исполнительские, творческие и конструктивные.
2. Игры. Ведущая роль обычно принадлежит педагогу, который подбирает игры в зависимости от поставленных целей и задач, распределяет роли и организует деятельность детей.
3. Моделирование. Это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.
Наглядные методы: предполагают использование наглядных пособий и технических средств обучения. К ним относятся наблюдение, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, а также показ образца задания, способа действия.
Словесные методы:
1. Рассказ. Это форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Рассказ используют для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций, для обогащения словаря, закрепления грамматических форм речи.
2. Беседа. В зависимости от целей и задач беседы бывают предварительными, итоговыми и обобщающими. Предварительная беседа помогает уточнить знания, представления детей о чём-то, а итоговая проводится для закрепления и дифференциации умений и навыков, полученных ребёнком в процессе коррекции нарушения.
В процессе коррекционной работы особое внимание мы уделяем игровым приемам, к которым относятся игры на развитие психических процессов, фонематического слуха и звукового анализа, слоговой структуры, лексико-грамматического строя речи, игры по обучению грамоте, игры на автоматизацию и дифференциацию звуков в речи, игры для развития общей, мелкой, артикуляционной моторики. Игры могут быть как структурированными (с четкими правилами), так и свободными, что позволяет детям экспериментировать и проявлять креативность.
Помимо традиционных методов и приемов мы используем инновационные технологии:
1. Мультимедийные и интерактивные технологии.
- Использование интерактивных мобильных приложений и компьютерных программ, разработанных специально для логопедической работы. Они включают в себя игры на развитие фонематического слуха, артикуляции, словарного запаса, задания для развития внимания, памяти, мышления, восприятия.
- Аудио и видеоматериалы: Использование записей, презентаций и видеороликов для демонстрации правильного произношения, интонации и ритма речи. Это помогает детям лучше понять и освоить речевые навыки.
2. Технологии дистанционного обучения.
- Выполнение домашнего задания в формате онлайн. Это позволяет учителю – логопеду вовремя скорректировать правильность выполнения домашних упражнений.
- Электронные ресурсы: Создание электронных тестов и заданий, которые родители могут выполнять с детьми дома, что позволяет поддерживать и развивать речевые навыки вне логопедических занятий.
3. Геймификация: Применение игровых элементов в обучении, что включает в себя использование баллов, уровней и наград за успешное выполнение заданий. Это помогает повысить мотивацию и интерес детей к занятиям.
4. Нейропсихологические и когнитивные технологии.
- Кинезиологические тренажеры: Программы, направленные на развитие памяти, внимания и других познавательных функций, которые могут быть полезны для улучшения речевых навыков. Например, Упражнение «Кулак-ребро-ладонь». Используем эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков (если услышишь звук Ш — ставь кулак, звук С — ставь ребро; звук Р — кулак, звук Л — ладонь).
- Нейропсихологические приемы: Нейропсихологическую коррекцию мы совмещаем с основной коррекционной программой, и реализуем не вместо нее, а вместе с ней. Например, упражнения на развитие фонематического слуха могут сочетаться с заданиями на внимание и память. При автоматизации звука ребенок может упражняться на межполушарной доске и так далее. У детей, имеющих сложности в обучении, прослеживается слабость высших психических функций и межсистемного взаимодействия. Как показывает практика нейропсихология помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения.
5. Логопедическое рисование — это метод коррекции речевых нарушений, который использует рисование как средство для развития речи, моторики и когнитивных навыков у детей. Этот подход активно нами применяется, так как он позволяет сделать занятия более интересными и увлекательными, а также способствует развитию творческих способностей ребенка. Например, можно попросить ребенка придумать слово на автоматизируемый звук и нарисовать этот предмет.
6. Су – джок терапия. На руках находится множество биологических точек, и при прокатывании Су-Джок между ладонями происходит стимуляции этих точек. Металлические колечки надеваются и снимаются на каждый пальчик. Такой массаж ребёнок может делать самостоятельно под присмотром педагога. Здесь не страшно ошибиться: любое действие с «ёжиками» принесёт пользу. Вместо су-джок можно использовать дары природы: шишки, орехи, камни, карандаши. Подойдут также любые колючие мячики, например, для стиральной машинки.
7. Телесноориентированные технологии. Например, биоэнергопластика (соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки) и упражнения для релаксации. С помощью этой техники мы работаем над совершенствованием произвольных движений, над контролем своих телесных проявлений, которые влияют на развитие характера ребёнка и речи.
8. Технология миофункциональной коррекции. Использование специальных упражнения для формирования правильного глотания, жевания, дыхания, осанки и звукопроизношения.
8.Технология сенсорной интеграции. Сенсорная интеграция – это процесс обработки и организации сенсорной информации, поступающей от различных органов чувств. В контексте логопедических занятий сенсорная интеграция играет важную роль, так как эффективное восприятие и обработка сенсорной информации способствуют улучшению речевых и коммуникативных навыков.
Игры с различными текстурами (мягкие, грубые, гладкие) помогают детям развивать тактильное восприятие и улучшает их способность к концентрации на занятиях. Звуковые игры, связанные с различными звуками (например, распознавание звуков природы, музыкальные инструменты), помогают развивать слуховое восприятие и фонематическое восприятие. (Использование нами данной технологии более подробно описывается ниже).
При реализации коррекционной программы в логопедической практике могут использоваться различные формы работы, каждая из которых направлена на решение конкретных задач и коррекцию речевых и психологических нарушений. Вот несколько основных форм работы, которые мы применяем:
- индивидуальные занятия;
- подгрупповые;
- микрогрупповые;
- совместные индивидуальные занятия учителя – логопеда и педагога – психолога.
На логопедических занятиях используются разнообразные средства обучения, которые помогают развивать речевые, когнитивные навыки, коммуникативные способности и другие важные аспекты развития детей (наглядные пособия, плакаты и схемы, настольные игры, конструкторы, пазлы, сенсорные игры, мультимедийные устройства, модели органов речи, диагностические материалы, пособия для развития дыхания, мелкой моторики и другое).
В настоящее время образование лиц с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач образовательной деятельности МБДОУ д/с №9 «Березка» пгт. Ноглики. Мы стремимся помочь особенным детям и их родителям понять, что они не одиноки, что они не являются изгоями в обществе и могут наравне со всеми детьми, расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников.
Наш детский сад — это единственное дошкольное образовательное учреждение в пгт. Ноглики, где воспитывается самое большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители детей с нарушениями в развитии стремятся попасть в наш детский сад, так как у нас налажена система коррекционно – развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В пгт. Ноглики нет специализированных групп и дошкольных учреждений для детей, имеющих отклонения в развитии. Наш детский сад посещают дети с логопедическими, поведенческими, интеллектуальными нарушениями, а также дети с расстройствами аутистического спектра.
Мы понимаем, что для детей с ограниченными возможностями здоровья логопедического кабинета недостаточно для психического и физического развития. Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья является ключевым фактором для их всестороннего и гармоничного воспитания. Следовательно, необходимо уделить особое внимание на условия создания предметно – развивающей среды для таких детей.
Поэтому мы написали и выиграли грант «Детство без границ». Выделенные средства были предоставлены Международным консорциумом «Сахалин – 1» в составе компании – оператора проекта «Эксон Нефтегаз Лимитед», японского консорциума «СОДЭКО», ПАО «НК «Роснефть», индийской государственной нефтяной компании «ОНГК Видеш Лтд.» Благодаря гранту нам представилась возможность приобрести сенсорно-динамический зал «Дом Совы», который предназначен для развития сенсорной интеграции и проведения полноценных коррекционно-развивающих занятий для детей с речевыми нарушениями и ограниченными возможностями здоровья. Сенсорно – динамический зал «Дом Совы» — это специальный комплекс с набором оборудования, созданный для восполнения сенсомоторного опыта у детей. Дом Совы за 1,5-2 часа может быть собран в любом помещении. Не нужно сверлить стены и полы, продумывать конструкцию подвесов, искать оборудование и подбирать упражнения. Дом Совы сертифицирован и рекомендуется для использования в образовательных и детских дошкольных учреждениях. Все снаряды выполнены из прочных современных материалов и рассчитаны на длительное использование. Он уникален и не имеет аналогов за границей. (Приложение В)
Целью метода сенсорной интеграции является предоставление такого количества соответствующих сенсорных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы. То есть ощущения, которые приходят из окружающей среды, а также реакции на них, заставляют детский мозг развиваться. Желаемые реакции в результате терапии появляются естественным образом, в качестве последствия деятельности нервной системы.
С помощью использования данного оборудования у детей снижается психоэмоциональное и мышечное напряжение, увеличивается работоспособность, устойчивость, концентрация внимания, формируется активная мотивация к образовательной деятельности и общению. Развивается равновесие, координация, вестибулярная, тактильная и проприоцептивная системы, более прочными становятся ощущения собственного тела в пространстве. Формируются навыки коммуникации и социального взаимодействия со сверстниками, а также педагогами и родителями. И самое главное, занятия на тренажерах приносят детям огромное удовольствие. Раскачиваясь на тренажерах, дети испытывают чувство невесомости, свободы, парения и при этом удивительного комфорта, и безопасности. А еще это мега – весело! Достаточно веселиться 15-20 минут в день и результат не заставит себя ждать!
Раздел 3. Результативность опыта.
При оформлении игрового пространства мы стремились к созданию ситуации успешности и комфорта. Комфорт ребенка позволяет максимально сохранить его здоровье, способствует адекватному поведению и успешной деятельности, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание удовольствия от посещения занятий и тем самым, как показывает практика, влияет на результативность коррекционной работы.
В целях изучения влияния предметно – развивающей среды на речевое и психологическое развитие детей, нами была проведена сравнительная психолого - логопедическая диагностика, которая проводилась с использованием следующих методических материалов:
1. Смирнова И.А. Диагностика нарушений развития речи: Учебно-методическое пособие. 2007г.
2. Забранная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. 2005г.
3. Волкова Г.А. Методика психолого –логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. 2012г.
4. Глозман Ж.З., Соболева А.Е., Титова Ю.О. Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста. 2021г.
5. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс – диагностика в детском саду. 2020г.
Предложенный нами опыт апробирован с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями и с детьми с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от трех до восьми лет.
Сравнительный профиль уровня психо - речевого развития детей с речевыми нарушениями на период с 2021 года по 2024 год наглядно представлен на диаграмме.
Профиль уровня психо – речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья на период с 2021 по 2024год.
Как видно из представленных показаний разница между показателями в сравнительных данных оказалась значительной. Исходя из анализа результатов работы, мы пришли к выводу, что использование игрового логопространства для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями и детьми с ограниченными возможностями здоровья эффективно для речевого и познавательного развития.
Мы не ставили перед собой задачу разработать единую модель игрового логопространства, а предложили некоторые образцы организации развивающего интерьера, которые могут использоваться даже в небольшом помещении. Созданная среда выполняет коррекционную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.
Таким образом, поставленные цели и задачи предложенного опыта были выполнены, так как развивающее игровое пространство, эффективно помогает решать коррекционные задачи, стимулирует, мотивирует речевое, психологическое развитие в комфортных условиях. Создание увлекательной и развивающей среды позволяет каждому ребенку раскрыть свой потенциал и адаптироваться к окружающей действительности. В перспективе нами планируется разработка новых технологий и создание оптимальных условий для повышения и результативности коррекционной работы в целом. Представленный опыт может быть ценным ресурсом для различных специалистов, работающих с детьми, такими как воспитатели, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи.
Распространение инновационного педагогического опыта
Год |
Форма |
Уровень |
2018 |
Публикация статьи в научно-методический и культурно-просветительский журнал. Сахалинское образование. ИРОСО. Журнал №4. Организация игрового логопространства в кабинете учителя-логопеда как необходимое условие для качественной коррекционной работы. |
региональный |
2019 |
Публикация статьи «Детство без границ» в районной газете «Знамя труда». |
муниципальный |
2019 |
Презентация гранта «Детство без границ», где было продемонстрировано приобретенное оборудование для развития сенсорной интеграции у детей с ограниченными возможностями здоровья. |
муниципальный |
2020 |
Проведение мастер-класса «Использование метода сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми с ОВЗ в рамках курсовой подготовки, для слушателей курсов повышения квалификации. |
региональный |
2023 |
«Методические материалы, используемые в работе учителя- логопеда в дошкольных образовательных учреждениях». Мастер – класс. |
муниципальный |
2023 |
Принимала участие и получила диплом призера областного конкурса Марафон видеомастерских «Научу за пять минут». |
региональный |
2023 |
Принимала участие и получила Диплом победителя в областном конкурсе дидактических пособий и развивающих игр для дошкольников «Время играть». |
региональный |
2024 |
Пролонгированный методический семинар на тему «Организация игрового логопространства в ДОУ как необходимое условие для качественной коррекционной работы». |
муниципальный |
2024 |
Публикация статьи в научно-методический журнал. «Сахалинский Гуманитарный Журнал» №4. «Детство без границ» |
региональный |
2024 |
Методический семинар с презентацией на тему: «Мир особого ребенка». |
муниципальный |
2024 |
Публикация на сайте infourok.ru статьи «Развитие сенсорной интеграции у детей с ОВЗ дошкольного возраста». Получила высокую оценку от проекта «Инфоурок». |
всероссийский международный |
2024 |
Открытое занятие (пролонгированное) для родителей. «Использование игрового логопространства на логопедических занятиях». Тема: автоматизация звука (л). https://vk.com/public211489583?w=wall-211489583_790 |
ДОУ |
2025 |
Публикация статьи «Детство без границ» в образовательной социальной сети nsportal.ru |
Всероссийский международный |
2025 |
Приняла участие и получила Диплом за третье место в 25-ом Международном конкурсе научно – исследовательских работ с темой: «Детство без границ». |
Всероссийский международный |
2023 |
Публикация инновационного педагогического опыта в электронном сборнике №5 «Вестник просвещения» |
Всероссийский международный |
Список литературы
Книжные издания:
1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии
личности // Дошкольное воспитание. – 1995. - №4.
2. Бычкова М.М. Карташова И.М. Создание комфортной внутришкольной среды для детей с нарушениями речи. // Логопед. 2008. №3.
3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. // Вопросы психологии – 1996год, №6.
4. Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. // Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной
научно-практической конференции). – М., 1988г.
5. Жуковская, Р.И. Игра и её педагогическое значение. Москва: Педагогика;1975,- 111с.
6. Кирьянова, Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. Санкт-Петербург: «КАРО», 2007. 60 стр.
7. Логопедия. Учебник для студентов дефектол. фак. педвузов./Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. шаховской. -., «Владос», 1999.- с. 584-586.
8. Плаксина, Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие. - Москва: ЗАО "Элти-Кудиц", 2003. – 112с.
9. Поваляева, М.Н. Справочник логопеда. – Ростов- на Дону, Феникс.2001- с. 226-227.
10. Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ компенсирующего вида. Кирьянова, Р. А.2007 г. 64с.
11. Хватцев, М.Е. «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста» Изд-во «Учпедгиз», Москва, 1961г.
12. Шигина, Г.Ф. Попкова, Е.Ю. Коррекционно-развивающая среда логопедической группы// Логопед. 2008. - №5. с.25-35.
13. Энциклопедия мудрости. Сборник мыслей, изречений, афоризмов, парадоксов, эпиграмм. Н.Я. Хоромин, Издательство: Рипол Классик, 2008 год, 1024 стр.
Журналы:
14. Загоруйко, Е.Ю. Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета//Логопед. 2012. - №8. с. 105-122.
15. Лебедева, А.А. Специфика работы логопеда в ДОУ общеразвивающего вида//Логопед. 2008. - №5, с. 22-25.
16. Романова, Н.С. Пособия по развитию речи // Логопед. 2008.№2.c.62-65.
Нет комментариев. Ваш будет первым!