Главная
width=
Методическая копилка
width=
Уроки логопеда
width=
Фотоальбом
width=
Спрашивайте, мы ответим
width=
Сундучок достижений
width=
Отзывы
width=

"Давайте жить дружно". Конспект индивидуального занятия (подготовительная к школе группа).

16 ноября 2012 - Лосева

 Тема: Дифференциация звуков «ш» - «с».

Цели:

*      Коррекционно-образовательные:

- дифференциация звуков «ш» - «с» в изолированном виде, словах, в словосочетаниях и предложениях;

- закрепление умений давать анализ сравнительной артикуляции звуков;

- совершенствование умений составлять предложения по образцу и употреблять существительные в дательном падеже: «Я дала косточку собачке»;

- формирование сильного длительного выдоха;

- совершенствование умений различать и употреблять притяжательные местоимения (моя, мой, мои);

- совершенствование умений образовывать притяжательные прилагательные «это собачий хвост», «это кошачья голова».

*      Коррекционно-развивающие:

- развитие мелкой, артикуляционной моторики;

- развитие фонематических процессов;

- развитие внимания, зрительно-пространственного гнозиса, мышления;

- развитие четких координированных движений органов артикуляционного аппарата.

*      Воспитательные:

- воспитание положительной мотивации к занятию;

- воспитание правильной звуковой культуры речи;

- воспитание усидчивости, внимания, любви к окружающему миру.

 Оборудование: картинки: кошка, собака, косточка, мышка, артикуляционные упражнения; пособие «сдуй снежинку», «загони мяч в ворота»; зеркало, песочные часы, «схемы-помощники» для сравнительной артикуляции звуков, прищепки, пособия для дифференциации изолированных звуков «чайник свистит», «шарик лопнул», картинки для игры «жадина», детский фотоаппарат для игры «фотограф», игра «ералаша», воздушный шарик, две подставки для книг.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

- Здравствуй, Аля!

- Ты такая нарядная сегодня.

- Какое у тебя настроение?

- Готова заниматься?

- Давай скажем: «У нас все получится»!

- Начинаем…..

2. Объявление темы:

- Сегодня к нам на занятие пришли гости, а кто это ты должна угадать.

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком.

- Кто это? Правильно – собачка (выставляется картинка собачки на подставку для книг)

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.

- А это кто? Правильно, кошечка (выставляется картинка кошки)

- Наши гости мне на ушко сказали, что они поссорились, потому что, кошка назвала собачку «шобачка», а собачка назвала кошечку «косечка».

- Как ты думаешь, почему они друг друга так назвали?

(потому что, они не различают звуки «ш – с»)

- Правильно, как ты думаешь, как их можно помирить?

(научить различать звуки «ш – с»)

3. Артикуляционная гимнастика:

- С чего надо начать?

- С гимнастики для ротика.

(выполняем артикуляционную гимнастику, Аля называет и самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения)

- Молодец, теперь кошечка и собачка знают, как надо выполнять эти упражнения.

4. Развитие целенаправленной воздушной струи.

- Теперь надо рассказать и показать нашим гостям, как правильно надо дышать.

Выполняем упражнение «Сдуй снежинку»:

- Носиком вдох, на «чашечку» выдох:

Раз, два, три, снежинка, лети! (2-3 раза).

- Молодец!

- Поставим кошечку и собачку на ворота и выполним упражнение «загони мяч в ворота»

- Носиком делаем вдох, выдыхаем через «лопатку» на ватный шарик, стараясь загнать его в ворота.

- Умница!

 

5. Сравнительный анализ правильной артикуляции звуков «ш – с»

- Чтобы правильно произносить звуки «ш – с», необходимо знать, как работают губы, зубы, язычок, какая воздушная струя, когда произносим наши звуки.
- Возьми схемы-помощники и выложи в два столбика, к собачке положи схемы, которые подходят к звуку «с», а к кошечке схемы, которые подходят к звуку «ш»

.

- Одинаковые схемы у нас получились? (нет)

- Можно путать при произношении звуки «с» и «ш»? (нет)

- Почему? (потому что они произносятся по-разному).

6. Дифференциация звуков на слух.

- Надо объяснить нашим гостям, что звуки «ш – с», не только произносятся по-разному, но и слышатся по-разному.

 - Нам помогут прищепки.

v  Дифференциация в изолированном виде:

- Если услышишь звук «с» прицепи прищепку к собачке, а если услышишь звук «ш» к кошечке.

v  Дифференциация в слогах:

- Если услышишь слог со звуком «с», прицепи прищепку к собачке, а если со звуком «ш» к кошечке.

v  Дифференциация в словах:

-  Теперь наведем порядок, если услышишь слово со звуком «с», отцепи прищепку у собачки, если услышишь слово со звуком «ш», отцепи прищепку с кошечки.

7. Физ. Минутка.

- Какая ты, молодец!

- А сейчас пора отдохнуть.

- Смотри на меня и повторяй движения:

(развитие мелкой моторики)

- Отдохнули? (да)

-Продолжим наше занятие.

9. Дифференциация в произношении.

*      В изолированном виде:

- Наступило время, чтобы показать нашим гостям, как правильно произносить звуки «с и ш».

1. Упражнение « Чайник свистит».

- Какой звук издает чайник, когда в нем закипает вода: с-с-с-с..

- Проведи по точкам волнистые линии, фломастером и произноси  звук «с»

2. Упражнение «шарик лопнул»

- Какой звук издает шарик, когда лопается: ш-ш-ш……

- Обведи по точкам путь шарика и произнеси звук «ш».

 - Молодчина! Ни разу не ошиблась и не перепутала в произношении звуки «ш и с».

*      В слогах:

- Поиграем в игу «Эхо»? (да)

- Я тебе на ушко буду произносить слоги тихо-тихо, а ты повтори их за мной, но громче, чем я.                    са –ша,           шу – су,       са-ша-са,        со – шо,           шо – со,    шу – су - шу

*      В словах:

- Разложи картинки со звуком «ш» к кошечке, а со звуком «с» к собачке.

- Не забывай, что когда произносим звук «ш» - язычок, за верхними зубками, а когда произносим звук «с» - язычок за нижними зубками.

Игра «Жадина»

- Представь, что это твои картинки.

- Как ты скажешь? (моя шапка, мои часы и т.д.)

*      В с/с и предложении:

Игра «Фотограф»

- С помощью  фотоаппарата «сфотографируй», запомни картинки (смотрим на картинки из предыдущего задания).

- Ребенок фотографирует.

- Запомнила, картинки?

- Глазки закрывай (логопед закрывает одну картинку волшебным экраном)

- Какую картинку я закрыла? Отвечай полным ответом.

(Вы закрыли шапку и т. д.)

10. Итог занятия.

 - Какие звуки мы учились различать?

- Можно их путать при произношении?

- Почему?

- Как ты думаешь, будут еще ссориться наши гости?

- А чтобы их помирить давай, угостим собачку косточкой, а кошечку мышкой.

-угощай и следи за правильным произношением звуков «ш и с».

(Я подарю собачке косточку, а кошечке мышку)

- Живите, дружно!!

 11. Сюрпризный момент:

- Пора прощаться с нашими гостями.

- они тебе говорят большое спасибо и дарят тебе воздушный шарик.

 12. Домашнее задание:

- Дома, придумай, пожалуйста, два слова, одно со звуком «ш», другое со звуком «с».

- И нарисуй картинки на эти слова

- До свидания, спасибо тебе за занятие.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!